|
|||||||||||||||||
Новости | О Кировске | Фото | Справочник | Горнолыжный сезон | Ссылки | Гостевая | Форум |
|||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||
Статья журнала «Горные лыжи» №4 «Спящая красавица»: взгляд c Севера и Юга
Впервые на горнолыжное катание в Кировск я попал в апреле 1999 года. Время было последефолтное. Русская провинция тосковала, а из заполярного Кировска кто мог - бежал. Жилье продавалось за бесценок. Двухнедельная аренда квартиры возле горы обходилась долларов в 50. Теперь, вроде, жизнь в городе наладилась. Расширилась торговля, улучшился сервис. Стоимость аренды жилья существенно возросла, зато стал намного цивилизованнее его поиск - обо всем заранее можно договориться благодаря Интернету. На сайте под названием kirovsk-snow.mels.ru размещены телефоны желающих сдать квартиру, а также посредников. (Уточнение: это мой старый проект, сейчас сайт не обновляется - теперь вся информация на www.kirovsk.mels.ru - Валентин) Впрочем, о жилье в принципе можно не беспокоиться. Выгрузившись около 9 часов утра из поезда на станции Апатиты, вы попадаете в толпу желающих сдать квартиру. Кстати, по этой причине предпочтительнее ехать поездом, чем лететь самолетом: все равно на перелет вы потратите день - так уж лучше это время проваляться на полке с книжкой в руках (две ночи не в счет - ночью в Кировске не катаются), а в день приезда на поезде вы успеете и устроиться, и опробовать гору. Автобус или извозчик быстро доставит вас с вокзала в город, где вы сможете вживую оценить предложения и сделать свой выбор. Цены на жилье колеблются в незначительных пределах и в целом увязаны со стоимостью номеров в рядовых гостиницах. Расценки на номера полезно узнать заранее все на том же сайте. В любом случае цену никто не будет заламывать, пытаясь надуть новичка, - здесь вам не заграница какая-нибудь... Еще более твердые цены у таксистов. Они объединены в кооператив, снабжены радиосвязью с диспетчером, так что вызвать их - не проблема. Но и торговаться бесполезно, на все типовые маршруты существуют единые расценки. К извозчикам можно обращаться по разным вопросам: красная рыба, соленья, моченая ягода, рубли в обмен на доллары... Все это можно купить у них или через них. Вообще-то в магазинах широкий выбор хороших продуктов, но вот с дарами Севера даже на рынке проблема: население здесь заготавливает их само и как бы «задаром», а вот для официальной торговли та же семга - редкий товар. Рыботорговые организации коптят и продают в основном морскую рыбу. Но как же щедро они ее солят!.. В Кировске три региона катания. Обращенный к городу Северный склон горы Айкуайвенчорр («Спящая красавица») освоенный в прошлом году ее Южный склон и находящийся в старой части города так называемый 25-й километр. Склон «25-го километра» узкий и крутой, подъемники старенькие, туда ездят ради любопытства, и постоянных приверженцев этого места мало. Здесь проводятся различные соревнования по горным лыжам, в том числе и ежегодный «Праздник Севера». В последние годы число лыжников здесь возросло: любители внетрассового катания разведали интересные спуски по кулуарам, ради которых и приезжают сюда на день-другой из Кировска, где жить гораздо комфортнее. Хозяин Северного, или, как его еще называют, «городского» склона - организация «Коласпортланд». Четыре бугельных и кресельный подъемник достались ей от государства и на поддержание их в работоспособном состоянии уходят все вырученные от продажи билетов средства. К нынешнему году администрации удалось заменить поломанные деревянные перекладины на двух бугельных подъемниках новенькими «якорями», закупленными в Финляндии, к следующему сезону планируется привести в порядок еще один подъемник. А вот кресельный подъемник включается только весной, когда его реально можно использовать. Зимой двадцатиминутный подъем на продуваемом ветром кресле выдержать почти невозможно. Ценовая политика руководства «Коласпортланда» достаточно гуманна: где еще найдешь возможность покататься за 150 рублей три часа на хорошем, длинном склоне? На Южном склоне в прошлом сезоне обосновался истинный хозяин города -градообразующее ОАО «Апатит». Были поставлены один за другим два скоростных «таблеточных» подъемника: 1700 и 1100 метров. Общая длина спуска приблизилась к трем километрам - по склону террасно-альпийского типа с большими возможностями для катания (в частности, по широкому и длинному, почти двухкилометровому кулуару). Рельеф горы интересен и разнообразен. Он позволяет проводить ежегодные соревнования российского уровня. Каждый катающийся может выбрать себе маршруты по вкусу и возможностям. Прохождение относительно пологой верхней части можно завершить преодолением крутяка, бугров, участка целины или глубокого кулуара. Можно пересечь всю гору траверсом и перейти на любой подъемник. Есть очень комфортный спуск для новичков. Но, увы, наличной техники и опыта обслуживающего персонала явно не хватает, чтобы содержать горы в должном порядке. Часто ратрак будто нарочно уродует своими бороздами плотную, отшлифованную ветром поверхность. На Северном склоне подобная ситуация тоже случается, но часто в кабине рядом с водителем ратрака находится и один из тренеров ДЮСШ, руководящий подготовкой склона. В этом случае склон после работы техники находится в отличном состоянии. На Южный склон из города добираются на автобусе или такси в объезд горы. Можно перебраться с Северного склона и обратно через гребень по целине или протоптанной лыжне, но лучше делать это в тихую погоду и не в одиночку. Иногда свои услуги любителям экстрима предлагают вертолетчики: собрав группу желающих, поднимают их на вершину, а после захватывающего спуска по плотной, припорошенной свежим снежком целине вас подбирают внизу и забрасывают наверх снова. За пару часов, которые обходятся каждому долларов в 50, можно успеть сделать 3-4 незабываемых спуска. Хибины - невысокие и, на первый взгляд, не лавиноопасные горы. Действительно, могучего лавинного рева здесь не услышишь. Но ведь человеку много и не надо. В позапрошлом году под обрушившимся небольшим «козырьком» погибли два школьника, несмотря на то, что откапывать их бросился чуть ли не весь город. На Северном склоне есть очень соблазнительный гладкий цирк, по которому любители целины съезжают, предварительно поднявшись повыше по гребню горы. Змейки параллельного спуска выглядят снизу чрезвычайно красиво. Однако весь цирк находится в маркированной лавиноопасной зоне. На Южном склоне столь опасных мест нет, но и на здешних целинных просторах не исключены неожиданные подвижки крупных снеговых платформ. У подножия Южного склона возведен красивый и теплый гостевой дом с баром и просторным холлом, где можно с комфортом отдохнуть и поесть. В прокате предлагаются вполне приличные лыжи. В здешний туалет можно пускать иностранцев без опасения превратить их во врагов России. Поначалу во все это великолепие как-то даже не очень верилось, особенно после знакомства с Северным склоном, где туалет есть только в здании нижней станции канатной дороги, до которого от бугельных подъемников, прямо скажем, далековато. У руководства есть планы достроить кафе на перегибе Северного склона, установить туалет у нижней станции Северных подъемников, но вот каким образом провести туда необходимую воду, пока не решено. У «Апатита» большие планы по дальнейшему обустройству склона, строительству гостиницы и т.д. Реально? Да. Хотя бы по одной причине: начальники промышленного гиганта сами заядлые горнолыжники. Да и областным властям горнолыжный проект, скорее всего, не безразличен. Согласно устоявшемуся народному поверью, хороший склон - верное средство заманить к себе в гости российского Президента. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Пожалуй, основная специфика заполярного катания связана с климатом. Поистине отважны студенты, отправляющиеся кататься в Кировск в свои зимние каникулы. В конце января - начале февраля там полярное утро: в десять еще темно, в четыре уже темно. Хотя в последние годы все больше любителей горных лыж здесь даже Новый Год встречают: склоны освещаются ничуть не хуже, чем в соседней Финляндии, а минимальная стоимость отдыха «там» и «здесь» различается весьма существенно. Каждый новый день становится заметно длиннее, и уже в марте в Кировске светлее, чем в Москве. Март - самый солнечный и наименее ветреный месяц, зато апрель теплее. Поистине роскошное катание - на майские праздники. (В прошлом году, правда, оно было испорчено нетипичной оттепелью). Тем не менее, давние поклонники Кировска утверждают, что, независимо от сезона, едучи кататься на десять дней, будь готов два дня уступить бурану. И еще: в весенние месяцы иногда нет смысла стремиться на гору с утра, лучше подождать, пока к полудню не отпустит задубевший ночью склон. Именно поэтому в два часа, когда начинают действовать «послеобеденные» абонементы, народу на склонах и у подъемников заметно прибавляется. А если немного доплатить, можно кататься с двух часов дня до девяти вечера, если хватит сил. Учитывая все это, я бы не советовал покупать недельные полнодневные ски-пассы: экономии может не получиться. А те самые два дня, которые, может статься, придется пропустить из-за бурана, «пропадут не напрасно». В Кировске и Апатитах, как минимум, пять музеев и постоянных экспозиций, посвященных истории, богатствам края и технологическим достижениям горной отрасли. Здесь рас положен единственный в мире заполярный ботанический сад. Кольская земля интересна своей историей, пока еще ждущей талантливого пера исследователя и публициста. За границей местные предания вам заученно перевирает милая девушка из Подмосковья, вышедшая замуж за иностранца и потому ставшая вашим гидом. В Хибинах экскурсоводами будут квалифицированные научные сотрудники, местные уроженцы, пережившие новейшую историю края лично, а порой через своих родителей и дедов. От них вы сможете узнать, например, что госграница извилисто отрезает бесценные месторождения в нашу пользу, оставляя финнам «одни елки». Фортуна! Слушая потрясающие рассказы про какую-нибудь «Кольскую сверхглубокую» (здесь есть такие многокилометровые скважины), я старался контролировать мимику, чтобы разинутым ртом не производить впечатления селянина, впервые увидевшего паровоз. Освоение Кольского полуострова началось новгородцами веке в двенадцатом. Несколько монастырей было основано за Полярным кругом, а на Белом море - знаменитые Соловки. Соловки - это солеварни и рыба, а материковые обители - руды, слюда, лес. Поморы выходили на кочах в Ледовитый океан, десантировались на Грумант (Шпицберген). Но только в начале XX века Россия стала твердой цивилизаторской стопой на незамерзающем берегу Ледовитого океана - Мурмане. В ходе Первой мировой завершилось строительство железной дороги до нынешнего Мурманска, который тогда именовался Романов - на - Мурмане. Потом разразились революция гражданская война, железная дорога впала в анабиоз. В 1920 году советская власть поспала экспедицию маститых ученых с целью дать ответ: нужен ли диктатуре пролетариата Заполярный Север и стоит ли реанимировать ржавеющую дорогу? Маленький поезд экспедиции скрипел по раздолбанным рельсам много дней, прежде чем достиг Кольских пределов. Топливом .для паровоза служили дрова, заготовлявшиеся учеными окрест дороги. Среди учёных был Александр Ферсман. Взобравшись на склоны Хибинских гор, он обнаружил неизвестные науке минералы. Так судьба свела Хибины с неукротимой личностью Александр Евгеньевича. Ферсман был потрясен минеральным богатств хибинских тундр. На протяжении 20-х годов он организовал несколько невероятно тяжелых экспедиций по изучению края взятию образцов. В России и за границей разрабатывались технологии обогащению апатитовых руд и извлечения фосфатов. Но освоение края казалось непосильной задачей. В 1926 году Ферсман рассказал о Хибинах ещё одному пассионарию Кирову. Мироныч увлёкся освоением недр сильнее, чем балетом. Заходившим в его кабинет соратникам он coвал в руки апатитовые глыбы, страстно агитируя за повышение плодородия и всякую другую химию. Хибиногорск и железнодорожную ветку к нему начали строить соловецкие заключенные еще первого, ленинскского призыва и раскулаченные «спецпереселенцы». Мало кто из них выжил. В кировскском музее лежит выписка из газеты о месячной норме выдачи продуктов в феврале 1932 года: полтора килограмма крупы, столько же сахара, кило селедки, немного постного масла, 25 граммов чаю. Это полярной зимой, в продувных «балаганах», при ширине человеко-места на нарах в 30 сантиметров. К 1934 году, когда Хибиногорск получил имя шахида Кирова, это был уже город - хоть маленький, но с асфальтовыми улицами, многоэтажными домами, парками и скверами. В войну Кировск выстоял. Фосфор из апатитов пригодился для приготовления «коктейля Молотова» и других горячих примочек для немецких танков и пехоты. Сарайного вида химическую фабричку вражьи самолеты, похоже, так и не распознали. На вредном производстве люди гибли от некроза легких едва ли не вернее, чем на фронте. После войны с курсом на химизацию народного хозяйства актуальность Хибин росла. В 1966 году в связи с развертыванием новых мощностей у самой железнодорожной магистрали был основан новый город, много больше Кировска, с удручающе бездарным названием «Апатиты». (Хотя «апатитцам» повезло в смысле названия все же больше, чем, допустим, «электро-угольцам» или «электроугольщикам»). Два города образуют ось хибинской жизни, которая упорно сопротивляется пореформенным невзгодам. В Кировске есть несколько гостиниц, построенных достаточно давно. Владельцы поддерживают их в хорошем состоянии, например, только что отремонтировали гостиницу «Спорт». Несколько лет назад построили и весьма комфортабельную гостиницу «Эккос», но цена за проживание в ней не всем покажется приемлемой. Очень многие любители горных лыж довольствуются частным сектором, тем более что до горы от ближайших домов, что называется, рукой подать. Магазины рядом, и выбор продуктов в них с каждым годом расширяется. Но если готовить не хочется - придется прогуляться до кафе или ресторана, которых не так много. Кстати - в один из самых «престижных» по местным меркам ресторан пытаются без галстука не пускать. В прошлом сезоне в городе заработал развлекательный комплекс - боулинг, бар, бильярд, дискотека. Для связи с Большой землей в Кировске желательно иметь мобильный телефон. Квартирные телефоны, если они есть, могут не иметь автоматического выхода на межгород. Приверженцы виртуального общения могут посетить Интернет-кафе. Некоторая изолированность Кировска имеет свои плюсы. Город маленький, все друг друга знают, дорога, соединяющая его с внешним миром, - одна. Может быть, поэтому я не слышал, чтобы приезжие имели здесь какие-то неприятности. Лыжники на горе спокойно отлучаются от своих вещей и инвентаря - мы же не в вороватой Андорре, в самом деле! Люди здесь симпатичные - других Север не любит. Почувствовав ваш искренний интерес, расскажут и покажут вам все, что знают. Горный мастер Олег, по совместительству частный таксист, пригласил сходить на экскурсию к нему в забой. Обязательно воспользуюсь его приглашением - в какой-нибудь из следующих приездов.
Андрей Афанасьев
|
|
||||||||||||||||
Новости | О Кировске | Фото | Справочник | Горнолыжный сезон | Ссылки | Гостевая | Форум |